ИСТОРИЯ
История газового освещения Санкт-Петербурга начинается с создания в 1811 году русским изобретателем П.Г. Соболевским отечественной установки по производству светильного газа. Развитие и внедрение газового освещения в городе привело к созданию в 1835 году первой в истории российской акционерной газовой компании Общества освещения газом Санкт-Петербурга. 30 августа 1839 года газовая компания запустила первый в России завод по производству светильного газа. Завод находился за Обводным каналом (нынешний адрес: Заозерная улица, дом3).
К концу 1858 года протяженность газовых магистралей в Санкт-Петербурге составляла уже более 42,5 км. Газовые магистрали брали начало на заводе за Обводным каналом. Специально для них был сооружен трехпролетный мост с металлическими балками на деревянных опорах, который получил название Газовый.
В 50-х годах XIX века монополию Общества освещения газом Санкт-Петербурга нарушило появление второй акционерной компании Общества столичного освещения, которое приступило к строительству своего главного газового завода на набережной Обводного канала. Этот комплекс один из выдающихся памятников архитектуры Петербурга второй половины XIX века.
Главный автор проекта (как и в случае с московскими газгольдерами) Рудольф Богданович Бернгард, ведущий петербургский архитектор и инженер, первый директор Института гражданских инженеров и профессор Академии художеств. Бернгард разработал несколько вариантов газгольдеров. Первые два сооружены в 1858-1862 годах при участии профессора архитектуры Отто Густавовича фон Гиппиуса. Один из них имеет цилиндрическую, другой полигональную форму. Наибольший интерес представляют конструкции газгольдеров, возведенных в 1884 году Рудольфом Бернгардом вместе с сыном Вильгельмом. Сохранившийся лучше остальных круглый газгольдер имеет 42м в диаметре и 20м в высоту. Плоский купол системы Шведлера с радиальными металлическими фермами, связанными прутьями, образует структуру типа велосипедное колесо, которая положила начало развитию пространственных систем покрытий залов большого диаметра.
Функциональное значение газгольдеры утратили уже в 1910 году. В настоящее время комплекс находится под государственной охраной и является объектом культурного наследия. Начиная с 2010 года появлялись различные планы по реконструкции газгольдеров. В 2013 году часть строений была снесена нынешним владельцем зданий. В планах компании реконструкция оставшегося газгольдера и строительство автомобильного дилерского центра. К сожалению, в настоящий момент работы по восстановлению строений так и не стартовали.
Несмотря на проблемы с финансированием, территория газового завода не пустует и постепенно становится арт-пространством и новой точкой на карте туристических маршрутов. Наиболее известный резидент газгольдера Мотоклуб Bashni. Это мотоциклы, бесплатные рок-концерты и, конечно, сами байкеры. Недавно на территории организовали креативное пространство и ночной клуб любителей кино Люмьер-Холл, там планируют показывать как долгожданные новинки кинопроката, так и любимые старые картины.